MBA дистанционно

Классическая Бизнес Школа (лицензия Б475772 ╧917 выд. 28.08.98 ДО МО РФ).

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ 

MBA дистанционное обучение
КАК СТАТЬ СЛУШАТЕЛЕМ?
ДИСТАНЦИОННОЕ  ОБУЧЕНИЕ
АНКЕТА АБИТУРИЕНТА
ВХОД ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУРСЫ
НОВОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ПУБЛИКАЦИИ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
ОБЗОР ССЫЛОК ДИСТАНЦИОННОГО БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЯ
НАШИ ПАРТНЕРЫ
НАШИ КООРДИНАТЫ

Статьи MBA и дистанционное обучение

Инвестиции в зеленые корочки
 
Как в России догнать и перегнать Гарвард

Что вас больше всего волнует? Как вы избавляетесь от стресса? В каком неудачном проекте вам приходилось участвовать? Это вопросы из интервью для поступающих в западные бизнес-школы. Абитуриенты не только часами пишут и редактируют сочинения, но и годами копят сотню тысяч долларов для оплаты обучения, сдают и пересдают тесты GMAT и TOEFL, добиваются рекомендаций и, что самое важное, работают и стараются продвигаться по служебной лестнице, причем желательно со скоростью света. Потому что заветный диплом MBA - это пропуск в мир высоких доходов и головокружительной карьеры (правда, в зависимости от экономической конъюнктуры).

Популярность бизнес-образования в мире сегодня настолько высока, что создается впечатление, что о нем уже известно все или почти все: МВА - это Master of Business Administration; Гарвард - это круто, а лучшая европейская школа - Insead; американские программы рассчитаны на два года, а европейские - на один, а еще, помимо очных, бывают и заочные, модульные и executive MBA. О том, что в России тоже есть учебные заведения, где можно получить степень МВА, тоже знают очень многие, а некоторые даже учатся на этих программах. Ну а те, которые случайно или преднамеренно поступили в вуз, входящий в особый список из 31 российского учебного заведения, получат по окончании государственный диплом МВА, официальное название которого - "Диплом о дополнительном высшем образовании серии МВА", корочка зеленая. На текущий учебный год напечатаны 7500 таких корочек, но не все из них будут использованы. Некоторые вузы решили заказать их впрок.

Справка

Российские вузы, получившие право выдавать государственный диплом МВА

Москва
Академии: Народного хозяйства, Внешней торговли, Финансовая, им. Плеханова, Университеты: Управления, Международный, МЭСИ, Станкин, РУДН, им. Баумана, Высшие школы: Экономики, Коммерческая, МИРБИС

Регионы
Университеты: Воронежский, Ростовский, Нижегородский, Экономики и финансов (Санкт-Петербург) Технические университеты: Алтайский, Дальневосточный, Пермский, Санкт-Петербургский, Саратовский, Ярославский (Институт переподготовки кадров), Уральский (Институт переподготовки кадров), Балтийский, Санкт-Петербургский электротехнический. Институты: Казанский финансово-математический, ЛИНК (г. Жуковский), Менеджмента (г. Санкт-Петербург) Иркутская государственная экономическая академия

Некоторые факты из истории Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School)

Основана в 1908 г.
В 1924 г. - метод case study был принят как основной метод в обучении.
В 1964 г. в библиотеке школы появился первый компьютер.
В 1997 г. профессор школы Роберт Мертон получил Нобелевскую премию по экономике.

Известные выпускники: Джеймс Вульфенсон, 1959 г. (Всемирный банк); Майкл Блумберг, 1966 г. (корпорация Bloomberg, мэр Нью-Йорка) и Джордж Буш-мл. 1975 г. (президент США).
Ежегодный набор слушателей - 880 человек (подают заявления несколько тысяч)
Всего выпускников за все годы - 49 000
Профессорско-преподавательский коллектив - 232 человека
Административный персонал - 800 человек
Всего за всю историю школы поступило $1,4 млрд пожертвований
Программы школы: одна full-time МВА, пять докторских программ и более 40 специальных программ для менеджеров высшего звена.

Государственное участие
Идею выдачи государственного диплома МВА, а также выработку единых государственных требований к программе подготовки менеджеров высшей квалификации пролоббировала Российская ассоциация бизнес-образования, объединяющая школы бизнеса и учебные центры, занимающиеся бизнес-образованием. Статус государственного должен, по замыслу сторонников этого пути, добавить вес этому диплому. По сути, он служит своеобразным знаком качества.

На Западе подходы совершенно иные. Там за качество отвечает история школы, аккредитация, конкурс при поступлении, рост заработных доходов и место работы выпускников, соотношение числа преподавателей и студентов и другие факторы, которые уже давно используются при составлении регулярных рейтингов. Роль государства в этом процессе очень косвенная - некоторые выпускники западных бизнес-школ делают успешную карьеру на политической арене.

С историей в России проблемы: первооткрыватели бизнес-образования ведут родословную с 1988 г., средний же возраст у них получается не больше пяти лет. Разумеется, на Западе тоже есть молодые бизнес-школы, но очень редко они появляются в международных рейтингах. Исключение - Кембриджская бизнес-школа при Judge Institute of Management, которая появилась в 1990 г. и, дебютировав в этом году в рейтинге Financial Times, заняла сразу 22-ю позицию в международном списке и второе место в британском рейтинге. Но Кембридж - это особый случай, рыночная ценность восьмивековой истории университета, на базе которого создавалась школа, - очень весомый критерий.

Из Восточной Европы в сотне лучших МВА мира нет ни одного представителя, как впрочем, нет в этом списке Германии и Японии. Но зато в рейтинге есть целых три китайских школы, правда, две из Гонконга. Мексику представляют две школы. Когда в России может появится бизнес-школа, отвечающая мировым стандартам? "Может быть, лет через 50 или больше", - говорит Дэниел Репко, консультант из учебного центра "Перикл". - В Австралии, например, бизнес-образованием начали заниматься лет 30 назад, и только сейчас появляются какие-то результаты - позиции в рейтингах, какое-то признание". Получается, что бизнес-школа, как и коньяк, нуждается во времени, чтобы терпеливо созревать. Впрочем, за это время должны произойти коренные изменения, как в вопросе предложения, т. е. в идеологии бизнес-школ, так и в области спроса, в предпочтениях потенциальных потребителей этого специфического продукта. Бизнес-школы как на Западе, так и в России - некоммерческие организации, однако они являются полноправными участниками рынка образовательных услуг. Развитие российских школ не может опережать темп изменений в экономике, которые происходят в России и которые, в конце концов, должны привести к становлению цивилизованного рынка платного образования с прозрачным ценообразованием и механизмами контроля качества предоставляемых услуг.

Школы бизнеса предлагают образование для карьеры, точнее, для ее развития. Из всех образовательных учреждений они наиболее чувствительны к изменениям экономической конъюнктуры: люди готовы платить деньги и потратить некоторое количество времени на определенную программу, если приобретенные знания (диплом, знакомства и связи) будут способствовать росту доходов. Поэтому способность быстрой реакции к происходящему в стране, прогнозирование возможных изменений в будущем и адаптация содержания и состава учебных программ определяют успех бизнес-школы у потенциальных ее воспитанников. Российские бизнес-школы по сути должны быть лидерами реформ в сфере образования. Ведь они наиболее близки к прогрессивному рыночному сообществу. Поэтому странно, что знаком качества они выбрали государственный диплом. "А при чем здесь государство? Как оно может гарантировать качество? - говорит Майкл Глатт, проректор Университета "Туро" в Москве. - Для нас, например, качество означает американскую аккредитацию. Суть программы МВА в том, кем она признана. А что будет с российским государственным дипломом? Будет ли он признан за рубежом? Ведь это важно для студентов".

На Западе факт признания бизнес-школы не нуждается в министерской подписи. Если в сфере школьного образования практически во всем мире государством регулируются образовательные стандарты, то в высшем и профессиональном образовании основную роль играют негосударственные, некоммерческие организации - объединения колледжей, университетов, высших школ. Их система оценки и аккредитации основана на более гибком подходе.

Впрочем, аккредитация сама по себе не является целью деятельности этих организаций. Главная цель - развитие и усовершенствование методик и учебных программ. Некоторые из этих ассоциаций ограничены масштабами одной страны, другие стремятся расширить список участников за счет вузов других стран и континентов. При этом одни ассоциации специализируются на школах с докторскими программами, другие - исключительно на бизнес-школах и т. д. Ассоциации разрабатывают критерии качества бизнес-образования в той или иной сфере, проводят оценку школы-кандидата, разрабатывают рекомендации для нее и в случае успешного их выполнения аккредитуют дипломы, выдаваемые школой, или отдельные ее программы. Наибольшего разнообразия достигли в США, на родине бизнес-образования. Здесь помимо региональных объединений действуют также крупные ассоциации, участниками которых являются ведущие бизнес-школы мира. Это Ассоциация для развития университетских школ бизнеса (AACSB), Международная ассамблея университетского бизнес-образования (IACBE).

В Европе одной из самых известных является британская Association of MBAs. Из российских вузов в этой организацией аккредитованы Плехановская академия (модульная и вечерняя программы МВА) и Московская школа социальных и экономических наук (совместная программа с Кингстонским университетом). В 1997 г. Европейский фонд развития менеджмента (EFMD) разработал программу EQUIS для оценки и унифицированной аккредитации европейских образовательных учреждений в области менеджмента. На фоне интеграционных процессов в Европе выявились различия, а иногда и противоречия, в подходах национальных аккредитационных организаций. Знак Европейского качества, присуждаемый этой организацией успешно прошедшим процедуру оценки школам, пока не украшает ни одну российскую школу. За проведение оценки придется заплатить фонду 20 000 евро, а также возместить все расходы прибывающей группы экспертов. Кроме того, период оценки программы и школы для аккредитации может длиться очень и очень долго. Например, по словам Ашота Сифиряна, руководителя программы MBA в Институте бизнеса и делового администрирования, процесс аккредитации в AACSB может занять пять лет и больше. Так что для российских школ, решивших аккредитовать свои программы в зарубежных ассоциациях, финансовый вопрос становится не главным. Куда значимее - фактор времени. Как ни странно, но российские бизнес-школы в финансовом отношении иногда более независимы, чем их западные коллеги.

Деньги, хорошие деньги и спонсорские вклады
Школы бизнеса как в России, так и на Западе создаются в форме некоммерческих организаций, всю прибыль они должны направлять на уставные цели, как-то: обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса. При этом западные бизнес-школы из-за высоких затрат не могут полностью финансировать расходы поступлениями за оплату обучения. Для них спонсорские вклады, пожертвования выпускников, различных фондов и миллионеров-меценатов играют очень важную роль. Например, бизнес-школа Стэнфорда, в 2000-2001 финансовом году не смогла покрыть операционные расходы суммой доходов, в том числе поступлений от оплаты обучения и текущих спонсорских взносов. Для финансирования дефицита ($2,7 млн) были использованы средства из резервного фонда. Рыночная оценка спонсорских вкладов в эту бизнес-школу по состоянию на июнь прошлого года составила чуть больше $500 млн. Гарвардские цифры впечатляют больше (см. справку) - $1,4 млрд.

Разумеется, структура затрат западных бизнес-школ в корне отличается от их российских коллег. Помимо более высоких гонораров преподавателей, там очень большое внимание уделяется оснащенности учебных центров, технической базе, библиотечному фонду. Зачастую расходы только на приобретение учебных материалов в западных бизнес-школах равняются трети стоимости обучения в российских школах. У нас бизнес-школы часто создавались для субсидирования материнских университетов, страдавших от хронического недофинансирования. Разумеется, спонсорские вклады не помешали бы и российским бизнес-школам, но у нас не предусмотрено налоговых льгот для подобных отчислений. "А кто же будет делится чистой прибылью?" - говорит Леонид Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса и президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО). Но это не самая главная проблема российских бизнес-школ. "Основная составляющая бизнес-школы - это люди, как при старте проекта, так и в процессе работы. Очень большой дефицит людей, которые могут разработать программу и нормально преподавать", - говорит Леонид Евенко.

В российских бизнес-школах оплата преподавателям за час занятий составляет $50--100. На Западе это минимальный уровень для ассистентов преподавателей, которые обычно совмещают эту должность с учебой в магистратуре. Согласно обязательным государственным требованиям длительность обучения по программе МВА в России должна быть не менее 1000 академических часов, а с дополнительным изучением иностранного языка - 1300. Таким образом, расходы бизнес-школ на оплату труда преподавателей для одного потока в среднем составляют $100 000. Cлушатели российских бизнес-школ платят от $3000 до $12 000 за курс, но в основном это суммы находятся в диапазоне от $5000 до $8000. Для того чтобы окупились такие затраты, нужно набирать группы из 15-20 слушателей.

Но в случае совместной программы с западной школой, в стоимость обучения включаются также отчисления партнерской школе, некоторое подобие роялти за ее диплом (примерно в размере трети от всей суммы, поступающей в качестве оплаты). Впрочем, в качестве партнеров российских школ редко выступают западные школы с хорошими позициями в рейтингах. Если школа известная, студенты сами идут туда, а не наоборот. Таких, готовых платить десятки тысяч за курс обучения, немного, но, как говорит Майкл Глатт из университета "Туро", "у человека никогда не возникнет дилемма купить "Мерседес" или "Ладу", если он может позволить себе "Мерседес".

По словам Леонида Евенко, сейчас в России предложение программ МВА превосходит спрос. Конкурс фактически отсутствует на программах большинства школ, тогда как этап подготовки к поступлению в бизнес-школу на Западе - одно из самых сложных испытаний для всех, мечтающих о карьере менеджера с дипломом МВА. "Результат работы бизнес-школы на выходе очень зависит от отбора на входе", - считает Леонид Евенко. - Неэффективны занятия в неоднородных группах, где в одном классе сидят вчерашние школьницы и генеральные директоры". А именно такую картину можно увидеть практически в любой российской бизнес-школе. Один из профессоров, преподающих в школе бизнеса Йельского университета, как-то сказал, впервые обращаясь к поступившим студентам: "У меня всего 20 лет опыта работы, а здесь, в этой аудитории, наберется как минимум 200 лет. Представляете, насколько больше друг у друга вы можете узнать по сравнению с моими лекциями".

Так что желающим получить бизнес-образование, не выезжая при этом за пределы России, есть о чем задуматься перед тем, как заплатить весьма приличные деньги за зеленый диплом МВА государственного образца.
Деловой журнал "Русский Фокус"

 


 

НАШ АДРЕС:  141070, г. Королёв Московской области, Октябрьский бульвар, д. 12
ТЕЛ. / ФАКС :  (095) 513-1309;
E-MAIL :  admin@inter-mba.ru

╘ Copyright 1999-2008  MBA дистанционно.

Rambler's Top100