Студенты программы МВА открывают
мир с помощью бизнес-школ.
Все большее количество бизнес-школ
дают студентам возможность ╚почувствовать╩,
что такое глобальный рынок.
Когда в 1998 году Мэтт
Каммернасс приехал из Эйкрона (штат
Огайо) в бизнес-школу Stern (NYU), он
довольно прохладно отнесся к
требованию Stern участвовать в
недельной деловой поездке за рубеж.
Школа оплачивала все расходы, но,
даже несмотря на то, что его
специализацией была международная
торговля, Каммернасс не был в
восторге от того, что ему придется
тратить много времени, готовясь к
встречам и переговорам с
иностранными менеджерами. ╚Это был
один из тех курсов, который я был
вынужден посещать╩, говорит он.
Но, поговорив с ним в
первый же день после поездки, вы
увидели бы совсем другую картину. 10
марта двадцатилетний Каммернасс и 349
студентов-менеджеров бизнес-школы
вернулись из Милана, Монтерея, Мехико
и Гонконга. Бодрый и жизнерадостный,
несмотря на смену часовых поясов,
Каммернасс заявил, что превращается
в настоящего путешественника, и Нью-Йорк
потерял для него часть своей
притягательной силы.
╚Я многому научился в
Гонконге╩, - сказал он, добавив, что
если объем торговли с Китаем
увеличится, то Гонконг может
оказаться самым слабым в торговом
отношении регионом на азиатском
рынке.
Предоставление студентам
возможности попробовать свои силы в
международном бизнесе в самом начале
их карьеры послужит им отличным
уроком на будущее, заявил Фред Чой,
декан колледжа (при школе Stern).
Зарубежная стажировка одного
студента обходится школе в 1000
долларов, благодаря денежным
пожертвованиям президента компании
Sun Chemical, выпускника 1957 года нью-йоркской
бизнес-школы, которая тогда
называлась School of Commerce. Конкурентоспособность.
Многие школы соглашаются с тем, что
деловые поездки необходимы.
Университеты University of Cincinnati, University of
Texas-Austin и Carnegie Mellon в Питтсбурге -
некоторые из тех школ, которые
требуют от своих студентов
отправляться в зарубежные деловые
поездки. ╚Сейчас программы
становятся все более и более
глобальные╩, говорит Сара Битон,
руководитель группы международных
исследований в Департаменте
образования США. Департамент
поддерживает студентов, желающих
получить международный опыт,
стажируясь за рубежом, и выделяет
более 12 миллионов долларов
университетам и колледжам, в которых
есть подобные программы. Для
сравнения: в 1990 году правительство
выделяло всего лишь 3 миллиона.
С 1972 года количество
бизнес-программ для студентов,
нацеленных на получение ими
международного опыта, выросло с 50 до
300. В то же время, школы не забывают
традиционные бизнес-дисциплины, при
этом большое внимание уделяется
языку и культуре.
Это помогает
заинтересовать двадцатилетних
кандидатов уделять больше внимания
получению международного опыта. В
ноябре прошлого года в издании ⌠The
Cronicle of Higher Education■ была опубликована
статья, в которой говорилось что в
1997-1998 учебном году, 16% из 113,959
американских студентов, обучавшихся
за рубежом, специализировались на
изучении бизнеса. В следующем году за
рубежом бизнес-курс проходили уже 18%
студентов из 129,770 человек. Прошлой
осенью, одним из требований к
студентам, изучающим бизнес в Carnegie
Mellon, было хорошее владение ими любым
другим языком, кроме родного, и
прохождение стажировки в течение
семестра за рубежом. The University of Texas-Austin
выдвигает похожее требование,
которое поддерживают студенты.
Наряду с этим, в университете
существует специальный фонд в
размере 200,000 долларов на организацию
данной программы.
Келли Мерфи, директор
центра Center for Study Western Hemispheric Trade при
университете A&M University▓s Mays Collеge of
Business говорит, что обучение в других
странах позволяет студентам стать
более конкурентоспособными.
Примерно одна из четырех компаний
отдает предпочтение студентам, у
которых есть международный опыт
работы, добавляет помощник
руководителя отдела трудоустройства
университета Pennsylvania State University. ╚Они
ищут людей, которые понимают
особенности условий рынка здесь и за
рубежом и разницу между ними╩. Чувство собственного
достоинства. Конечно, не все школы
требуют от своих студентов
отправляться на стажировку за рубеж.
И не только из-за материальных затрат.
╚Если мы предъявим студентам слишком
много требований, мы ограничим их
возможности самостоятельно узнать
что-то новое╩, говорит Анна Гринхол,
директор отдела по вопросам
образования бизнес-школы Wharton, где
только 50 лучших студентов едут
учиться за границу в рамках
специальной программы. Она добавляет:
╚Если компания ищет студентов с ярко
выраженными способностями лидера, то
более привлекательно выглядят
студенты, которые воспользовались
преимуществом зарубежной поездки╩.
Лучше может быть только
стажировка в иностранной компании. ╚Получение
такого опыта - очень важный момент╩,
говорит Джеффри Эрпен, президент
кафедры международного
предпринимательства в бизнес-школе
Darla Moore (при Университете Южной
Каролины). Школа планирует ввести
стажировку за рубежом через два года,
такую же, как и для студентов МВА.
Внести в программу
обучения бизнес-стажировку удалось
школе Stern. Количество студентов
увеличилось на 40% (с 1998 года их число
возросло до 350 человек), частично
благодаря введенной в 1998 году
программе обучения, ориентированной
на глобализацию. В Италии, например,
студенты университета стажировались
в таких компаниях как Gucci, макаронной
фабрике Barilla, Fiat Auto и Fiat Centro. Студенты,
ездившие в Монтерей, практиковались
в Cemex √ компании, производящей цемент,
и холдинге Alfa. Студенты, проходившие
бизнес-стажировку в Гонконге,
работали в BOC Credit Card и Cathay Pacific Airways.
Студенты школы Stern имели возможность
общаться со студентами City University в
Гонконге.
Наряду со способностью
открыто мыслить, такая программа
дает студентам возможность лучше
узнать самих себя. Линда Гербер,
ассистент кафедры маркетинга и
международного предпринимательства
в бизнес-школе Red McCombs (UTexas-Austin)
вспоминает об одном болезненно-застенчивом
студенте, который нервничал из-за
того, что ему придется учиться в
Париже. ╚Когда через месяц он
вернулся, - говорит преподаватель, -
он выглядел похудевшим, и,
приветствовав меня широкой улыбкой,
поинтересовался: ╚Как дела доктор
Гербер?╩ Когда же он сказал, что
поездка в Париж это ╚самое лучшее,
что у него было в жизни╩, я поняла, что
опыт, который студенты приобретают
за рубежом, дает больше, чем знания,
полученные в классе╩.
По материалам журнала Business
Week.
НАШ
АДРЕС:
141070, г. Королёв
Московской области, Октябрьский бульвар, д. 12